Швейцарские Альпы |
Справочник - Отзывы и рассказы туристов |
Александр Лутовинов Зашел тут на страничку РАСКа, посмотрел на представленные там курорты и в очередной раз удивился - ни слова о Швейцарии, хотя и горы там красивые, и курортов немало, да и в опросе по поводу курорта мечты она второе место заняла. То ли народ туда не ездит, то ли ездившие туда ленятся писать, а может там так здорово, что не хочется ни с кем делиться ? И вот я решил, устыдившись собственной лени и поборов врожденную нелюбовь к писательскому труду ( чукча-читатель , однако :), рассказать о месяце, проведенном мною с середины марта по середину апреля этого года в Швейцарских Альпах. Изначально я должен был ехать на три недели, из которых две провести на горнолыжном курорте, участвуя в конференции, и затем неделю в обсерватории под Женевой. Тут выяснилось, что Шурик Каниовский планирует ехать в Швейцарию на неделю раньше и у него есть свободные места в аппартаментах, - предложение было горячо принято. Летели Аэрофлотом ($330 туда-обратно): расписание гораздо удобнее чем у SwissAir, качественный полет, очень хорошее отношение персонала. Повеселил старший стюард, ответив на просьбу дать вторую порцию - Конечно, мы же не Люфтганза какая-то . Гриндельвальд (Grindelwald) Первым местом куда мы попали был довольн известный курорт Гриндельвальд, расположенный в Бернском Оберланде. Это курорт с более чем столетней историей, находящийся в окружении потрясающий по красоте гор. Многие наверно слышали или читали о величественных стенах Эйгера и Монха, о красавице Юнгфрау, о самой высокогорной железной дороге, поднимающейся на перевал Jungfraujoch (3454м).
Два других региона примыкают непосредственно к Гриндельвальду. First - небольшая область с (в основном) южной экспозицией склонов, так что к обеду все сильно подкисает. Здесь есть пару-тройку неплохих трасс, а так район интересен скорее всего начинающим и продвигающимся катальщикам, а также сноубордистам из-за sноуборд-парка. Kleine Scheidegg-Mannlichen - самый большой и разнообразный район катания. Здесь есть и широкие отратраченные склоны, идеальные для карвинга (особенно утром, пока они жесткие, мало народу и можно разогнаться и получать удовольствие не сильно заботясь о том, чтобы кого-нибудь не задавить), и очень интересный бугель прямо под стеной Эйгера, вдоль которого долго держится целина и есть интересные кулуары для любителей экстрима (мы правда туда так и не залезли), и трасса с многообещающим названием Oh God на которой временами действительно думается о вечном :), ну а желающие могут удовлетворить свое тщеславие, спустившись в Венген по знаменитому Лауберхорну, ФИСовской трассе скоростного спуска. Можно совершить экскурсию на поезде по прорубленному в толще горы тоннелю на перевал Jungfraujoch; правда, как объяснил контролер, ссаживавший нас как безбилетников, это удовольствие не входит в стоимость ски-пасса (цена SF244 за 6 дней) и стоит дополнительно SF47. Когда я потом, уже будучи в Женевской обсерватории, пожаловался швейцарским коллегам на такую несправедливость, меня успокоили, пообещав в следующий раз выписать туда пропуск по рабочей необходимости , т.к. на перевале также находится обсерватория. Жили в 4* аппартаментах Eigerblik, которые были сделаны через Шурика Каниовского, так что, как он писал в своем отчете об Андорре, все были довольны . С балкона открывался (как и обещается из названия) потрясающий вид на Эйгер и было очень приятно, потягивая из бокала купленный заранее в duty-free Irish Мist , понежиться после катания в лучах заходящего Солнца, любуясь окружающим видом. Готовили себе сами, продукты были частично привезены с собой, частично покупались там. На горе можно перекусить в многочисленных ресторанах, но цены не очень добрые - кружка пива 0.33 стоит SF5 (в магазине можно было купить недорогое местное пиво по цене SF8 за 10 бутылок 0.33). Цены в магазинах и ресторанах несколько выше, чем например в Австрии, так что выбрались в ресторан только раз. И при этом встретили там Белоусову и Протопопова (если кто помнит, были такие фигуристы в СССР, чемпионы мира, которые остались на Западе, - теперь вот живут в Швейцарии). Самое смешное, что подошли они к нам после того, как Шурик, глядя на какого-то мужика в спортивных штанах выдал фразу о том, что только русские могут ходить по улицам в таком виде. Так оно и оказалось ...:) Из развлечений есть еше довольно большой спортивный центр с катком, бассейном, сауной и т.д. Жить лучше поближе к ж/д станции, т.к. именно отсюда идет паровоз на Kleine Scheidegg (поезд там выполняет роль подъемника) и здесь находится станция автобусов, идущих на First или Mannlichen. Это хорошо еще и потону, что расписания ж/д и автобусов составлены настолько криво, что вы можете приехать с горы на поезде и узнать что автобус, идущий к вашему отелю, уехал (по расписанию !!!) минуту назад, а следующий будет через полчаса-час. Надо отметить, что курорт, судя по всему, просто великолепен в смысле летнего отдыха (альпинизм, туризм, горный велосипед), о чем не устают напоминать многочисленные рекламные буклеты. Достаточно сказать, что и зимой ратраки утюжат не только трассы, но также прокладывают по горе дорожки для пешеходных прогулок. Честно говоря, с таким я встретился впервые. В общем же страна действительно не из дешевых, особенно что касается жилья и транспорта (билет Цюрих-Гриндельвальд и обратно стоил ~SF120). С другой стороны, случаются какие-то всплески дешевизны - например Мартини в некоторых магазинах стоит $4.8 (почти как в Андорре), видеокамера Canon MV20 стоит дешевле чем в Москве и во многих Duty-free. Но это скорее исключения подтверждающие правило. Что касается ж/д, то могу дать совет: если вы едите туда на месяц и собираетесь попутешествовать, то рекомендую приобрести так называеный Swiss Pass, который помимо того что является билетом типа аэропорт-курорт и курорт-аэропорт (причем, как в моем случае, и курорты и аэропорты могут быть разные) еше и обеспечивает в течение месяца 50% скидку на все остальные поездки. Стоит это чудо SF150, но, по-моему, в Москве его можно купить дешевле. Берн Расставшись с друзьями, отбывшими на Родину и переезжая с курорта на курорт, я остановился на один день в Берне. Погуляв по городу выяснил много интересных вещей: что старый город очень красив, что там нет Цветочной улицы и жители ничего не слышали о профессоре Плейшнере, но зато есть музей Эйнштейна, что символом города является медведь, несколько представителей семейства которых сидят в специальной яме на берегу реки и развлекают туристов, что здесь находится очень интересный Альпийский музей (вход SF5), в одном из залов которого представлено грандиозное полотно, рассказывающее о первом трагическом покорении Маттерхорна. С жильем проблем нет: можно прямо на вокзале в турбюро бесплатно забронировать номер в гостинице или, как поступил я, найти молодежный хостел (он находится недалеко от здания парламента) и переночевать там - одноместная комната стоила SF45. Все тяжелые вещи (рюкзак и лыжи) бросил на вокзале в камере хранения - SF10 за два места. Ле Диаблере (Les Diablerets) Эта совсем небольшая деревня расположена всего в ~20 км от Женевского озера на высоте 1150 м. Утверждается, что название переводится как смеющийся дьяволенок , поэтому практически на всех домах изображены соотвествующие фигурки с рожками. Попасть сюда можно как по автодороге, так и по ж/д - от станции Aigle идет специальный трамвайчик . Это французкая часть страны и народ по английски говорит очень плохо в отличие от ее немецкой части. Les Diablerets вместе с Villars/Cryon, Leysin и Les Mosses входят в единый регион Alpes vaudoises и оБъединены одним ски-пассом, однако мне удалось покататься только в первых двух. Жил в 4* Eurotel Victoria; сколько точно стоит двухместный номер с полупансионом не знаю, так как за все платили организаторы конференции. В отеле есть сауна, санариум (что-то типа влажной сауны), бассейн, несколько тренажеров, рядом каток, на котором кроме коньков также можно поиграть в керлинг - довольно забавное развлечение, особенно под глинтвейн. Атмосфера в отеле очень хорошая, тем более хозяин может сказать несколько слов по-русски, так как бывал в России. Насколько я понял, это самый лучший отель в деревне; есть правда еще один 4*, но я туда не заходил. Так как было уже начало апреля, то народу на курорте было совсем немного и соответственно на трассах тоже. С погодой очень повезло - не было дня, чтобы не удалось покататься по свежему снегу, а несколько раз подсыпало по 40-50 см за ночь. К сожалению, покататься удавалось не каждый день - надо было хоть изредка доклады слушать. В Ле Диаблере, также как и в Гриндельвальде, три независимых района катания, в два из которых подъемники ведут прямо из деревни, а третий - ледник - находятся в 15-20 минутах езды на автобусе. Как объясняли швейцарцы, на леднике практикуется летнее катание, однако кататься, скорее всего, можно только на самом верху где стоит пара бугелей, а там настолько плоско, что даже при езде по прямой местами приходится работать палками, а бедные бордеры и вовсе отстегивают одну ногу и ей толкаются. Самое интересное катание в средней части ледника, хорошие возможностей для off-piste, особенно после снегопада. Район Isenau подойдет только начинающим и бордерам (сноупарк) - здесь всего несколько бугельных подъемников и одна более-менее приличная красная трасса. Достопримечательностью сего места является древний гондольный подьемник, доставляющий в зону катания из поселка: как только вы прошли через турникет специально обученый дядька руками выталкивает из загона гондолу, сажает туда, закрывает дверь особым ключом, дальше опять же руками толкает эту гондолу к выходу пока она не попадает на трос, который везет вверх; наверху есть другой специально обученный дядька с ключом и процедура повторяется в обратном порядке. Вообще-то надо отметить довольно старый парк подъемников на курорте, хотя есть и новые скоростные 4-х и 6-ти креселки. Это касается и третьей области катания Meilleret, которая соединена с соседним регионом Villar-Cryon. Поэтому лучше сразу покупать объединенный ски-пасс Diablerets/Villar, он стоит всего на 2-3 франка дороже, тем более самые интересные склоны находятся либо в Вилларе, либо на стыке регионов. К сожалению я не помню цену на недельный абонемент, дневной же стоит SF44, на пол-дня SF29. Трассы здесь в основном красные, есть две-три черные, несколько синих, а зеленых вообще нет (кстати их не было и в Гриндельвальде; это что, такая особенность Швейцарии?), много возможностей для внетрассового катания. Из-за этого приключилась со мной там история. Катаясь в первый день с гребня по целине и уходя все дальше и дальше по нему, чтобы найти некатанный снег, я увидел след, спускавшийся на другую сторону. Он был один на огромном некатанном поле свежего снега и как магнитом притягивал расписаться рядом на этом великолепии. Проконсультировавшись с картой и подвернувшимся местным инструктором, я решил что совсем уж далеко не уеду, да и человек, спускавшийся до меня, внушал оптимизм. Оставив сомнения, я ломанулся вниз. Это действительно было незабывамое ощущение полета и летящего в лицо из под лыж девственного снега. Однако постепенно стали появляться буераки, следы вдоль которых я ехал, ушли в лес, потом и вовсе местами стали переходить в соскальзывание между деревьев, стало как-то круто да и деревья все чаще стали расти, начались буреломы. В точности повторяя действия моего предшественника, я остановился передохнуть и оглядеться. Процесс созерцания был прерван неприятным известием - рядом я увидел довольно свежие медвежьи следы. Вспомнив что зимой сей зверь не очень дружелюбен и повторяя про себя Розарио Агро еще никто не сжирал! (с) ( Приключения итальянцев в России ), я скинул лыжи и продолжил спуск на карачках (уверяю, что в горнолыжных ботинках это, мягко говоря, не совсем удобно), матеря предшественника, себя, лыжи, цепляющиеся за деревья, ручей, который пришлось форсировать в ускоренном темпе и т.д. Наконец, внизу в просвете между деревьев я увидел трассу и уже через несколько минут на четвереньках выползал на нее. Жалко, что никто меня в этот момент не снимал на пленку - вот было зрелище. Однако радость моя была недолгой - эта оказалась трасса для беговых лыж, и я еще километра полтора изображал из себя Елену Вяльбе, сильно удивляя встречных беговиков.
В целом же если сравнивать Гриндельвальд с Ле Диаблере и Берн с Женевой, я бы, наверное, выбрал бы первые. |
Читайте: |
---|