О палках |
Справочник - Справочник горнолыжника |
Одно из самых распространенных заблуждений среди горнолыжников — «палки абсолютно не важны. Главное — чтобы не проваливались при уколе». Все внимание обращается на лыжи, ботинки, крепления. Конечно, палки в снаряжении — не самая важная деталь, но они играют далеко не последнюю роль не только в безопасности катания, но и в получении удовольствия от него, а разве не ради этого мы все выходим на склоны? На самом деле, все познается в сравнении. Приведу две не выдуманные фразы, которые я услышал не так давно. Первая было высказана очень хорошим лыжником после того, как он вынужден был кататься с палками средними по качеству вместо привычных ему дорогих и качественных: «я опаздывал с уколом в каждом повороте. Я даже упал, чего со мной не случалось уже давно — и все из-за палок!». Поскольку большинство лыжников могут возразить что это мол, «для мастеров, а нам и так нормально» — приведу второе мнение. Это мнение средне катающейся женщины, которая после опять-таки привычных ей достаточно обычных — средних по качеству и цене палок — покаталась немного с палками взятыми в прокате, то есть самыми недорогими: «да это-же просто дубины какие-то. Я никогда не думала, что палками может быть так тяжело ворочать». Когда мы переходим на более дорогое снаряжение, мы воспринимаем увеличение надежности и комфорта как что-то само собой разумеющееся, привыкаем к удобствам очень быстро, и даже не успеваем почувствовать, насколько легче стало кататься. Так чем-же отличаются хорошие палки от средних и тем более от «просто палок»? Прежде всего, массой. Хорошая палка, благодаря применению современных материалов и технологий (цена, цена…) при более высокой, чем «просто палка» прочности имеет существенно меньшую массу. Для изготовления современных палок используются не только такой традиционный материал как легкие сплавы, но и существенно более легкие композитные материалы. Кроме этого, распределение массы по длине таково, что момент инерции палки снижен. Наиболее ярко это проявляется у палок, имеющих верхнюю часть трубчатую, из прочного сплава, а нижнюю часть — из углепластика. Благодаря именно этой особенности кататься с такими палками намного легче, руки и плечи к концу дня не наливаются свинцовой тяжестью, а укол наносится точнее и быстрее, чем «просто палкой». Второй (не по важности, а просто по порядку перечисления) деталью, отличающей хорошую палку, является материал и форма рукоятки. Уходят в прошлое литые рукоятки из гладкого пластика с широкой опорой для руки, похожие на эфес шпаги. Современная рукоятка, благодаря использованию мягких материалов со специальной формы выступами, как-бы «прилипает» к перчатке, и в то-же время легко высвобождается в случае необходимости. Кисть руки обхватывает рукоятку палки, автоматически принимая правильное, наиболее эргономичное, положение. Достаточно часто применяется рукоятка, выполненная из двух различных видов пластмасс: жесткая основа покрыта мягким каучукоподобным пластиком, обеспечивающим отсутствие проскальзывание перчатки, даже если та сшита из «скользкого» материала. Темляку обычно особого внимания не уделяется, а вот производители работают над каждым элементом очень серьезно. Мы уже привыкли к тому, что темляк сам отстегивается в случае необходимости (например при сильном рывке, когда палка зацепилась за что-то, а лыжник продолжает движение). Теперь появляются и турбодисковый захват, позволяющий регулировать размер темляка при помощи поворота колесика на рукоятке, и специальная система Trigger (Leki), фактически объединяющая перчатку и палку в единое целое, по аналогии с системой ботинок-лыжа-крепления. Компания Swix предложила в наступающем сезоне не темляк, а упругий зажим, обхватывающий запястье сверху. В случае падения такой зажим пружинит и рука высвобождается. Еще одна из наиболее важных характеристик современных палок — прочность. К сожалению, единого принципа для определения этой характеристики палок пока не введено, поэтому каждый производитель использует свою методику и наиболее часто можно в каталогах встретить следующие параметры: прочность стержня, усилие на разрыв, усилие на прогиб, усилие реакции. Чем больше — тем прочнее, и самые высокие показатели — конечно же у палок для соревнований. Весьма важный момент для того, чтобы руки не уставали — амортизация ударов, неизбежных при опоре (уколе) на палку, особенно при катании на жестком склоне. Способы борьбы — помимо применения современных материалов для изготовления стержня и рукоятки — специальная форма, так называемый двухколенный изгиб или изгиб длля опережающего укола. Реже встречаются встроенные в рукоятку пружинные системы. Самый «мелкий» элемент в конструкции — наконечник. Разнообразие форм и материалов, эксперименты с углами заточки — все это делается для того, чтобы палка не проскользнула на жестком леденистом склоне в выверенный до сотых долей секунды момент нанесения укола. Создается впечатление, что наконечнику палки конструктора уделяют внимание ничуть не меньшее, чем канту лыжи. Нельзя не упомянуть и кольца. Основное изменение коснулось материалов — теперь кольца палки служат обычно столько же, сколько и сама палка, без разрывов и необходимости поиска замены. У самых дорогих моделей (например, Leki) в комплекте — два набора колец разного диаметра, для разных типов снега. Ну и наконец — раскраска палок. Теперь все фирмы производящие лыжи, ботинки, крепления и палки, выпускают всю продукцию в единой цветовой гамме, и подбирают комплекты по целевым группам в единой раскраске, так что выбирать становится очень просто — по цвету :-))) |
Читайте: |
---|